Развиваем УУД. Работаем с информацией.

 




Учимся искать информацию и работать с текстами

1. Курс "Работаем с информацией" (1-4 класс) на Яндекс.учебнике ЗДЕСЬ
2. Марафон по функциональной грамотности на Яндекс.учебнике ЗДЕСЬ

Как научить детей работать с информацией

Помогаторы — новый способ анализа и запоминания информации

   Жизнь человека в наши дни невозможна без постоянного потока информации. До сих пор есть множество людей, которые любят читать газеты, журналы и книги. А еще есть семья и знакомые, которые также рады поделиться новой информацией со всеми желающими. То есть на любого представителя человеческого общества каждый день просто обрушиваются горы новых сведений, знаний и сообщений.
  Взрослые люди научились анализировать и фильтровать всю информацию, поступающую извне. А вот с младшим школьникам куда труднее справляться с таким количеством фактов. Ведь они, кроме стабильного потока информации от окружающих, ежедневно получают новые знания в школе. А структурировать информацию и пересказывать тексты дети очень часто не умеют, потому что их никто этому не учил. Учителя заняты тем, чтобы преподнести своим ученикам новый материал. Родители просто не знают, как правильно развивать своих отпрысков.

Что делать с информацией?
Если представить, что ребенок научился запоминать нужные сведения, с которыми сталкивается, с самого первого раза и на всю жизнь. Ведь он в один миг станет отличником. Ведь такой школьник будет всю информацию запоминать с урока. А, прочитав книгу или параграф в учебнике, сможет быстро и без ошибок пересказать текст. Ведь ученым уже давно известно, что хорошо учится тот школьник, который научился хорошо пересказывать и передавать смысл прочитанного.
Родителям нужно знать, что не испытывает трудности в обучении только тот ребенок, который обладает навыком:
● хорошо писать и читать;
● быстро и надолго запоминать;
● отделять главное от второстепенного;
● пересказывать текст;
● воспроизводить информацию, когда это необходимо.
То есть успешно учится только тот обучающийся, который умеет работать с информацией. 

Как же научить ребенка этому навыку? 
Любому взрослому помогут графические органайзеры или как их еще называют помогаторы. Их применение развивает у маленького человека умение:
● структурировать информацию;
● систематизировать новые знания;
● перевести сложный и объемный материал в простой и легкий для запоминания;
● в сжатой форме оформить любую информацию на бумажном листе или в компьютере;
● понимать прочитанное;
● хорошо запоминать и быстро мыслить;
● усваивать и анализировать текст.

Виды помогаторов для работы с информацией
С наиболее простой формой графического органайзера знакомы многие люди. Это таблица из двух колонок, в 1-й записывают достоинства, а во 2-й недостатки какого-нибудь предложения или решения. А для младших школьников подойдут такие графические органайзеры:


Паук-карта. (Интеллект карта) 

Работа по заполнению помогатора происходит так. Вначале младший школьник читает параграф учебника. Затем с помощью взрослого или самостоятельно выделяет главные мысли и кратко записывает их на теле паучка. А второстепенную информацию нужно записать в паутинках, расположенных у его лапок. Можно не записывать информацию, а изображать ее в виде образов или картинок. Самое главное – чтобы впоследствии ребенок смог самостоятельно по изображению вспомнить и пересказать текст.

Вся деятельность с графическими органайзерами должна проходить в игровой форме. Взрослому стоит предложить ребенку поиграть с паучком перед заполнением помогатора. Членистоногому можно нарисовать лицо, нарядить или обуть. Если обучающийся сделает такие небольшие, но интересные задания, информация запомнится быстрее.

Но некоторые дети (особенно девочки) не любят пауков и могут отказаться работать с пауком-картой. Им можно предложить такого помощника:

 

Помогатор-Рыба

Помогатор-Рыба. Вначале взрослый или сам обучающийся рисует скелет рыбки. Затем по просьбе взрослого ребенок начинает оживлять его. После того, как текст, который надо запомнить, будет прочитан, выделяют важную мысль. Ее записывают на позвоночнике. А на маленьких костях – второстепенные детали. Запись может вестись в виде коротких предложений или словосочетаний. Всю информацию можно изобразить в рисунках.

Деятельность нужно обыграть. Взрослый предлагает младшему школьнику стать ученым, который исследует рыб. После заполнения рыбьего скелета нарисовать на листе или экране компьютера речное или морское дно и его обитателей. Ребенок с удовольствием будет рисовать и раскрашивать. А в ходе этой деятельности взрослый может попросить школьника повторить, то они записали на скелете рыбы.

Но есть дети, которым не нравятся и рыбы. Им можно предложить заполнить такой графический органайзер:

 


Вкусный гамбургер

Этот помогатор удобен тем, что на нем можно отобразить информацию в хронологическом порядке. Верхняя булочка будет отображать введение, а нижняя – заключение. Котлета – самые важные сведения. А всю второстепенную информацию записывают на листьях салата или дольках огурца.
Создание игровой ситуации поможет взрослому вызвать интерес у ребенка. Главное, чтобы деятельность увлекла маленького человека. После того, как помогатор нарисован, читается текст в учебнике. А затем информация записывается или зарисовывается.
Пусть школьник станет шеф-поваром и нарисует необычный или сказочный гамбургер. Возьмет для него пышную булочку, на которой легко будет записать несколько предложений. Котлетку можно приготовить по-особому рецепту. И снова написать на ней предложения или словосочетания.

Полезные советы

Все виды графических органайзеров можно обыграть следующим образом. Предложить младшему школьнику стать древним человеком, который не владеет письменной речью. И зашифровать слова и словосочетания с помощью рисунков. И тогда не надо будет записывать предложения, а всю информацию можно будет передать несколькими изображениями.
Создание игровых ситуаций и разнообразные помогаторы сделают процесс усвоения нового для школьника увлекательным и интересным. Маленький человек с удовольствием выполнит все задания, и запомнит трудный или объемный текст. Скучная и монотонная деятельность превратиться для обучающегося в интересную и увлекательную игру. Любой учебный материал будет выучен быстро и легко, с удовольствием. К тому же, полученные в игре, запоминаются младшим школьником на длительный срок. И легко извлекаются из глубин памяти при необходимости.
Перед тем, как начинать работать с графическими органайзерами, ребенок должен овладеть навыками письма и чтения. А после этого взрослый должен показать ребенку, как из текста выделять главные мысли и отделять их от второстепенной информации. После того, как оба навыка будут усвоены, можно приступать к заполнению помогаторов. Вначале взрослому придется объяснить обучающемуся все этапы работы и помочь заполнить выбранного помощника. Постепенно ребенок поймет весь алгоритм структурирования информации и сможет сам заполнить помогатор.
Почему именно помогаторы?
Почему графические органайзеры все чаще и чаще применяются и родителями, и преподавателями в работе с младшими школьниками?
● Они достаточно просты в использовании.
● Данный прием можно использовать для пересказа текстов любой сложности.
● Любой даже сложный учебный материал быстро запоминается.
● Устройство помогатора таково, что в него можно вносить различные изменения и добавления.
● Помогатор можно использовать для выполнения разнообразных заданий.

👉 15 способов научить ребёнка понимать текст ЗДЕСЬ

Читательская грамотность

Здесь самый важный компонент — потребность в чтении, как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности начинают «западать».
  • Разные тексты — разные методики. Используйте разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста. Читайте разные тексты — от стихов до инструкций.
  • Ключ ко всему — осознанность чтения. Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл.
  • Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс.
Никогда не забывайте на уроках совершить два необходимых методических шага: 
  • Разговор перед чтением. Вступительное слово учителя, ввод в ситуацию последующего чтения. Что мы будем делать, зачем будем его читать, почему именно этот? Создаем необходимость читать. 
  • Постановка учебной задачи до чтения. Во многих учебниках такого нет: просто дается задача прочитать. Не нужно давать задачу «просто так», имеет смысл сразу грамотно построить учебную ситуацию — тогда дети после чтения точно смогут ответить на заранее обозначенный вопрос. 
Коммуникативная грамотность 
Это не просто личностный результат обучения, а типичное универсальное учебное действие, метапредметный результат. И здесь самое главное — развить у ребёнка умение вести диалог. 
  • Беседа и диалог — не вполне синонимы. Если учитель на уроке беседует с одним учеником, забыв о других — это беседа, но никак не учебный диалог. 
  • В основе диалога всегда лежит проблема. Сложный вопрос, спорная идея, короче говоря — небольшая провокация, вот с чего начинается учебный диалог. 
  • Этическая и языковая норма. От ученика в ходе диалога требуется соблюдать ряд этических норм: искренность, правдивость, уважение к собеседникам, уступчивость. Требования с языковой стороны — верно выбранный стиль, правильность речи, убедительность и аргументированность. 
  • Диалог — это навык, который нужно тренировать. Научите детей слышать собеседника, «цепляться» за его реплику, связывать одну идею с другой. Используйте диалоговые игры на речевых разминках, осваивайте ключевые приемы — противопоставления, уточнения. 
  • Нужны разные точки зрения. Если дети единодушны, предложите им просто так сформулировать и неправильную точку зрения: должна возникнуть дискуссия, возникнуть полярность. Учите детей сближать мнения, искать общее в разных позициях. Эта логика уведет нас от постоянной ошибки, когда учитель задает вопросы, вызывает детей для ответа, и кто-то из них оказывается «прав» и «молодец», а другие остаются наедине со своими мнениями.
Золотое правило учебного диалога 
  • Никаких оценочных суждений во время диалога! Не допускайте ни похвал, ни обвинений. Даже на вопрос, сколько будет дважды два, дети имеют право выдавать разные ответы — во имя построения адекватного учебного диалога. 
  • Дайте детям право на ошибку. Искренность в диалоге возможна только в том случае, если участники не боятся наказания или порицания. 
  • Будьте на равных. Не употребляйте слова «не знаешь», «не думаешь», «неправильно», «подумай еще», «послушай умных» и так далее. 
  • Дайте каждому шанс исправить ошибку, помогите найти ее причину, вместо обличения. 
  • У всех есть право на собственное мнение. Даже у вас! Даже у последнего двоечника! Если нужно единое мнение, сделайте так, чтобы руками одноклассников подвести класс к правильному выводу — но не более того. 
Полезно удерживать пропорцию диалога и монолога на уроке: увы, монолог в настоящее время уходит из нашей урочной практики. Чтобы научить детей составлять рассказ-инструкцию, комментировать решение задачи, вести монологическую речь, полезнее пошагово пройти путь создания монолога вместе с детьми, вместо того чтобы дать готовый образец.

Шаги к полноценному чтению: эффективные упражнения по работе с текстом в начальной школе

Базовые принципы 
  • Мотивация. Принципиально важно, чтобы при чтении ребенок понимал, зачем ему это делать. Если учебная задача станет его личной задачей, результаты будут значительно выше. «Тебе в будущем пригодится», — слова, для ребенка ничего не значащие. Важно учиться полноценному чтению, пониманию текста, работе с информацией — не для мамы, бабушки, будущего, а для тебя сегодняшнего. Ребенок должен видеть, что навыки чтения полезны ему сейчас, с ними ему легче понимать и быть понятым. 
  • Эмоциональное воздействие. Многие из заданий учебника побуждают, удивляют, вызывают улыбку — и это оправданный тон. Только таким образом можно поддержать интерес ребенка к продуктивному чтению. 
  • От простого к сложному. Каждое умение формируется постепенно. Освоение навыков начинается с простых упражнений с постепенным наращиванием уровня сложности.
Работа с текстом: базовые упражнения для формирования навыков полноценного чтения 
  • Учимся понимать прочитанное и искать информацию. Чтобы решить эти задачи, нужно, во-первых, заранее объяснить детям, какова конечная цель чтения текста. Зачем читаем? Что ищем? На какие вопросы хотим найти ответ? Во-вторых, нужно создать условия, при которых ребенок может остановиться на незнакомом слове: поднять руку и спросить, что обозначает слово, заглянуть в словарь. Совершенно неважно, какую именно работу он сейчас проводит: даже на ВПР уместно спросить, что означает то или иное слово.
  • Работаем со словарем. Многие слова в учебнике отмечены звездочкой: это слова, которые, вероятно, для многих детей окажутся новыми. Также в учебнике есть толковый, этимологический, орфографический, орфоэпический словари, где можно быстро найти значение, произношение, происхождение такого слова. Так мы формируем у детей умение работать со словарем, а это важный шаг к полноценному чтению и пониманию текста. Постепенно можно знакомить детей с полноценными словарями. 
  • Определяем тему и главную мысль текста. По результатам ВПР, именно формулировать главную мысль текста нашим детям особенно сложно. Это не типовая задача: ведь все тексты разные, значит, всякий раз ребенок применяет познавательное умение, ищет то главное, что будет выражать основную мысль. Читаем текст, предлагаем на выбор несколько возможных тем. Обсуждаем, какие темы более общие, какие звучат более конкретно, какая из тем максимально приближает нас к идеям, выраженным в тексте. 
  • Отличаем тему от основной мысли. Это задание для учителя: спрашивая, о чем этот текст, не ждите услышать основную мысль — скорее всего, дети в ответ дадут тему. А вот чтобы услышать возможную основную мысль, стоит задавать вопрос точнее: ради чего писался текст? Что именно хочет сказать нам автор? Какую самую важную идею он хочет до нас донести? 
  • Предлагаем по заголовку предположить, о чем будет текст. Пусть прозвучат самые разные предположения, даже противоречивые: неверных здесь быть не может. Так мы тренируем умение вчитываться в смысл заголовка текста и предполагать информацию. Пытаемся озаглавить текст. Важно почувствовать, что заглавия могут быть разные, нет единого верного решения. Вокруг возможных названий полезно организовать учебную дискуссию. 
  • Собираем связный текст из предложений. Сложность в том, что в младшей школе у детей пока только формируется представление о тексте как о единице речи. Для них неочевидна разница между набором предложений и связным текстом. Нужно как можно скорее открыть детям эти смысловые связи. В ВПР подобная задача дается детям сложно, в частности потому, что предложения пронумерованы: нумерация разрушает текст, сложнее собрать его воедино. Предлагается, во-первых, проигнорировать нумерацию, а во-вторых, задать себе вопрос: можно ли сложить текст из данных предложений? Вполне возможно, что они объединены общей темой, но не составляют связного текста. 
  • Сравниваем два текста со схожей основной мыслью. Примечание. Поначалу полезно давать для таких заданий текст, хорошо знакомый детям. Только после этого можно переходить к работе над текстом, который детям незнаком. В рамках данных упражнений полезно замечать, как выстраиваются связки между предложениями в тексте, как используются синонимы, чем можно заменить ключевые слова. Делим текст на части, составляем план. 
  • Сопоставить текст и план. Уже даны и текст, и готовый план. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им предстоит выполнить при составлении собственного плана. Формируется умение видеть начало и конец законченного фрагмента текста, делить текст на смысловые части. 
  • Разделить текст на смысловые части и подобрать заголовок к каждому отрывку. Это уже работа над собственным планом; удобно использовать упражнение, в котором, например, уже озаглавлены первые две части текста, а остальные пункты плана ученику предстоит озаглавить самостоятельно. 
  • Учимся находить информацию, данную в явном виде. Казалось бы, что тут сложного? В тексте и так все есть! Однако часто мы задаем вопрос по тексту, а ребенок отвечает без опоры на текст, исходя из собственных представлений. Обучите детей находить в тексте, что думает по данному поводу автор. 
  • Учимся понимать информацию, данную в неявном виде. Здесь особенно полезно разбирать загадки, пословицы: эти жанры предполагают, что за первым очевидным слоем стоят другие. 
  • Работаем с пословицами. Разбирая пословицы, дети могут от буквальных смыслов перейти к аналогичным примерам, затем к логическому обобщению, выведению общего правила. Формулируем ответ на вопрос по итогам прочтения текста. Важно, чтобы в тексте не было дано прямого ответа: ученики должны проанализировать прочитанное и сами сформулировать ответ на вопрос. 
  • Находим в тексте доказательства приведенного утверждения. Учимся использовать текст для того, чтобы подтвердить, доказать или опровергнуть тот или иной факт. Здесь тоже важно, чтобы данные из текста не отвечали на вопрос напрямую — чтобы у ребенка оставалось пространство для истолкования, интерпретации. 
  • Учимся преобразовывать и интерпретировать информацию. Здесь в первую очередь идет речь об умении пересказывать — подробно и кратко, устно и письменно, формулировать выводы, сравнивать объекты, сопоставлять мнения, в конечном счете — создавать собственные тексты на базе прочитанного.
  • Подробный пересказ нужен затем, чтобы обогатить лексикон учеников, разнообразить их арсенал выразительных средств языка. Здесь главное правило — допускать любые формы выражения собственных мыслей ребенка. 
  • Учить текст наизусть — плохая практика: можно и стихотворение сочинить, и письмо написать, и презентацию составить. Дайте ребенку возможность себя полностью творчески раскрыть. 
  • Прогнозирование текста. Сначала анонсируется заголовок текста: детям предлагается подумать, о чем может быть текст. В этот момент уже создаются разные устные тексты в виде прогнозов. После этого ученики слышат исходный текст. Как правило, это очень внимательное, осмысленное слушание и восприятие текста, ведь все дети мотивированы услышать, что они угадали, а что нет. 
  • Краткий пересказ  — работа наиболее сложная, так как ребенку приходится выделять из текста, а иногда и формулировать основную мысль каждого фрагмента текста. Если дети справляются, попробуйте пересказы от разных лиц: героя, автора, читателя.

Заседание РМО от 22 марта 2021 года. Тема: "Использование современных приемов обучения для развития универсальных учебных действий у обучающихся первой ступени"

1. Мастер-класс 1. Прием "Я беру тебя с собой"   ЗДЕСЬ
2. Мастер-класс 2. Прием "Построение определений"   ЗДЕСЬ
3. Мастер-класс 3. Прием "Кубик Блума"   ЗДЕСЬ
    Презентация   ЗДЕСЬ
4. Мастер-класс 4. Прием "Работа в динамических парах"   ЗДЕСЬ
5. Мастер-класс 5. Приемы "Собери пазл" и "Кроссенс"    ЗДЕСЬ
6. Примеры заданий по литературному чтению на формирование УУД    ЗДЕСЬ
7. Примеры заданий по русскому языку на формирование УУД    ЗДЕСЬ
8. Примеры заданий по математике на формирование УУД   ЗДЕСЬ
9. Игры, которые помогут сформировать УУД на уроках математики     ЗДЕСЬ


Комментариев нет:

Отправить комментарий