Классным руководителям

 

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.

Отчеты классных руководителей

Анализ учебной и воспитательной работы в школе проводится на основании планируемых целей и отчетов классных руководителей за предыдущие учебные периоды. Отчеты показывают, какие из поставленных целей были достигнуты и с помощью каких инструментов. Также документ характеризует личность каждого ученика и класса в целом. Об особенностях годовых отчетов классного руководителя поговорим в статье. 

Учебные планы составляют основную часть отчета классного руководителя. Отчет показывает насколько эффективны применяемые методики для решения той или иной задачи, которые ставят перед собой педагоги. Исходя из полученных результатов, выстраивается новый учебный план на следующий год, задачи из которого и входят в отчеты за четверть, полугодие и год. Таким образом, годовой отчет классного руководителя за год составляется из остальных отчетов за более короткие периоды. 

Что включают отчеты классных руководителей за год, полугодие и четверть Годовой отчет классного руководителя, помимо текстового наполнения, включает в себя таблицы, графики, а, иногда, и фотографии, демонстрирующие проделанную работу за год. Все это должно быть подкреплено подробными пояснениями и комментариями.

Отчет о работе классного руководителя за полугодие обычно включает в себя описание следующих мероприятий: 
  • беседы с учениками на тему вредных привычек и зависимостей; 
  • разъяснения правил поведения на уроке и переменах; проведение классных часов на ту или иную тему; 
  • работа с конфликтами и проблемными ситуациями в классе с учениками и их родителями. 
Воспитательный отчет классного руководителя за четверть фиксирует промежуточную работу классного руководителя. Промежуточные результаты отражают деятельность, при которой с учениками обсуждались темы патриотизма, интеллектуального, духовного и творческого развития. Помимо этого, отмечается, как проводилась воспитательная деятельность, затрагивающая вопросы здорового образа жизни.

Форма отчета классного руководителя и особенности ее заполнения 

Годовой отчет классного руководителя не подкреплен нормативно-правовой базой, и четкая инструкция по его составлению отсутствует. Поэтому структура отчетов в образовательных учреждениях отличается от одной школы к другой. Обычно форма отчета устанавливается завучем школы и описывается в локальной нормативной базе образовательного учреждения. Отчет классного руководителя о проделанной работе следует заполнять, опираясь на статистику периода и анализ проведенной деятельности. Изложение характеристики учащихся и всей проделанной работы в отчете производится объективно и по факту. Форма отчета классного руководителя выстраивается в следующей последовательности: 
  • Титульный лист; 
  • Оглавление; 
  • Основная часть, которая является собранными за конкретный период времени фактами;
  • Результаты работы; 
  • Приложения, если таковые имеются. 
Главная часть отчета включает в себя четкую структуру, которая состоит из логически следующих друг за другом разделов: 
  • цели и задачи, поставленные на конкретный период времени; 
  • информация о классе и учащихся; учебная и общественная нагрузка; 
  • внеклассные мероприятия для учеников, а именно кружки и секции; 
  • основные функции классного руководителя; положительные результаты успеваемости, победы в олимпиадах и различных конкурсах; 
  • совместная работа с родителями; результаты проведенной работы и анализ способов достижения целей и задач. 
Аналитический отчет классного руководителя обязан содержать план воспитательной работы, по которому будут сравнивать прогресс в работе педагога. Допускается отчет в текстовом или табличном виде. Результаты работы за учебный год обычно рассматривают в виде презентации на педсовете или школьном собрании. А таблицы и графики роста облегчают эту задачу классным руководителям.


Педагогические приемы для отчета классного руководителя

Для отчетов классных руководителей заранее составляется список обязательных мероприятий по воспитательной работе. Если говорить о начальных классах, то в них деятельность направлена на адаптацию в классе, общение среди учеников, выстраивание отношений с учителями. Чем старше становятся ученики, тем серьезнее становятся темы мероприятий: разрешение конфликтных ситуаций, обсуждение вредных привычек и зависимостей, самоопределение, развитие патриотизма и любви к Отечеству.
В зависимости от развития учащихся в классе, в начале каждого учебного года проходит разработка поэтапных мероприятий на каждую четверть. Поэтому классному руководителю необходимо постоянно применять следующие педагогические приемы: 
  • наблюдение за развитием детей и актуальностью тех или иных тем; 
  • наблюдение за выстраиванием межличностного общения в классе; 
  • общение с родителями по поводу успеваемости и отношений со сверстниками; 
  • организация мероприятия по развитию творческих, интеллектуальных талантов обучающихся; беседы на тему толерантности и уважения к окружающим.

Методики для анализа в отчете классного руководителя

Для отчета о работе классного руководителя необходим предварительный сбор данных. Чтобы получить их, классный руководитель должен собрать информацию от учеников и их родителей с помощью различных методик: 
  • анкетирование всего класса на выбранную тему; 
  • моделирование проблемных ситуаций и подробное пояснение безопасного выхода из них; беседы с детьми на тему здорового образа жизни, физического здоровья, правильного питания, правил поведения и прочего; 
  • посещение семей обучающихся для оценки условий жизни (особенно касается семей из «группы риска»); 
  • беседы с родителями на тему конфликтных ситуаций, мотивации и развития спортивных, творческих или интеллектуальных талантов. 
Сбор информации помогает классным руководителям составить отчет о воспитательной и педагогической работе на основе достоверных фактов. Отчет также помогает проанализировать эффективность применяемых методик по отношению к ученикам и их родителям. Главная цель составления отчета классного руководителя - показать работу класса, его внутреннюю динамику, связанную с планомерной и заранее подготовленной деятельностью.

Что должно быть в отчете о работе классного руководителя

Итоги анализа проведенной воспитательной работы классный руководитель вносит в отчет. Достигнутые цели, решенные задачи – всё это отражает деятельность педагога за выбранный промежуток времени. Обычно отчетность формулируется в такой форме: 
  • организованы условия для выстраивания положительных отношений между учениками и создания сплочённого коллектива; 
  • изучены творческий, интеллектуальный и спортивный потенциалы у обучающихся; 
  • проведены мероприятия по развитию нравственных качеств учеников; 
  • реализация творческих, интеллектуальных и спортивных качеств путем вовлечения в общественную деятельность; 
  • проведены беседы на тему здорового образа жизни и укрепление физического здоровья; развитие самостоятельности с помощью предоставления участия в деятельности класса и школы. 
Данные отчета заполняются, опираясь на поставленные в начале периода цели, поэтому результаты с точностью должны отражать: 
  • насколько удалось улучшить взаимоотношения в классе, решены ли проблемные ситуации, беспокоящие во время постановки целей; 
  • были ли совершены нарушения правил образовательного учреждения за определенный период, удалось ли их снизить, если были ранее; 
  • динамика успеваемости обучающихся в классе; 
  • насколько ученики освоили самоуправление, что было сделано для этого; 
  • какие вопросы поднимались во время бесед с родителями, насколько это помогло разрешить ту или иную проблему. 
Важно описать поставленные задачи и цели, подробную работу, проделанную за некоторый промежуток времени, анализ примененных мер и рассказать о результатах.
Обратите внимание, что в отчете классных руководителей нужно описывать измеримые статистические данные. Любая информация должна быть подтверждена другими документами, в которых описаны проведенные мероприятия, беседы с учениками и родителями, успеваемость и остальная проведенная ранее воспитательная работа. Предоставленную информацию необходимо подкрепить сопроводительными документами, графиками, таблицами или статистикой проделанной работы. 

План работы и дальнейшие перспективы 

Исходя из аналитического отчета классного руководителя и проделанной им работы за проанализированный период, составляют новый план работы по воспитательной и педагогической деятельности. Учитывается, насколько успешно были достигнуты цели прошлого года. Если ранее примененные методы не принесли эффективных результатов, то классный руководитель разрабатывает новые способы решения этих задач. Годовой план делится на более мелкие отчеты, такие как план работы на полугодие и план работы по четвертям. Это необходимо для подробного описания действий достижения годовых целей.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65519-qqq-18-m9-otchety-klassnyh-rukovoditeley

Протокол родительского собрания в школе

Родительское собрание в школе — обязательная процедура, которая проводится классным руководителем или администрацией учебного заведения. Это мероприятие было создано в первую очередь с целью информирования родителей, которое обязательно сопровождается составлением протокола.
Протокол родительского собрания в школе — документ, который необходим для фиксирования результатов мероприятия. Он оперативно заполняется во время заседания, а в окончательной редакции оформляется в течение трех дней после проведения встречи. В школе протоколы собраний подшиваются в специальный журнал и используются для:
отражения хода встречи представителей родительской общественности и педколлектива;
документирования явки на мероприятие;
фиксации процесса принятия решений и их особенностей; подтверждения факта проведения собрания.

Протокол родительского собрания в школе

ФГОС требует обязательного протоколирования всех мероприятий, которые проводятся в образовательном учреждении. Не подлежат протоколированию только конфиденциальные данные, личные обращения, результаты психологической и медицинской диагностики, рекомендации и советы личного характера. Не зря протокол используется для предотвращения конфликтных ситуаций, которые могут возникать в связи с оспариванием правомочности принятых решений и выбранных мер, в особенности в отношении административных мер, организации различных мероприятий, распределения бюджета пожертвований, решения коллективных проблем.
На законодательном уровне требования к оформлению протокола родительского собрания не регламентированы, потому каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает форму документа, опираясь на существующие образцы. В качестве шаблона протокола родительского собрания можно взять образец заседания педсовета, который содержится в письме Минобразования от 20.12.2000 г. № 03-51/64 «О методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях». Целесообразно не только самостоятельно составить план и структуру документа, но и вести в школе журнал учета протоколов родительских собраний. В нем регистрируют все протоколы в хронологическом порядке, что упрощает систематизацию подобной документации, оптимизирует хранение и поиск по дате или тематике в случае необходимости.
Совет: к протоколу прилагайте список участников собрания. Если в ходе собрания до родителей доносили информацию о локальных актах школы, дополнительно прилагайте листы ознакомления с документами. Порекомендуйте классному руководителю завести журнал учета протоколов родительских собраний. Такой журнал поможет вести учет собраний и контролировать выполнение поручений. Форму документа можно разработать самостоятельно.
В связи с этим официальный документ, коим является протокол родительского собрания в школе, составляется, оформляется, регистрируется, хранится и утилизируется в соответствии с установленными нормами документооборота. Протокол на собрании ведет секретарь — ответственный участник, выбранный из числа родителей или, что наиболее распространено, педагог (представитель администрации).
Секретарь собрания должен:
  • грамотно, быстро и четко фиксировать ход встречи;
  • уметь стенографировать или быстро записывать, учитывая логику обсуждения и мысли выступающих;
  • отмечать присутствующих на собрании, участников голосования; беспристрастно протоколировать тезисы обсуждения, вопросы на повестке дня;
  • уметь оформить локальные акты.
В ходе родительского собрания он составляет черновые записи, вносит в него рекомендации, предложения, замечания, принятые решения и сделанные выводы. В течение трех дней после мероприятия секретарь должен оформить чистовой вариант протокола, должным образом зарегистрировав его и передав в школьную канцелярию. Если речь идет о протоколе родительского собрания класса, то он хранится у классного руководителя и предоставляется по запросу проверяющих органов (например, управления образования или прокуратуры). За точность данных и своевременность оформления несет ответственность выбранный секретарь собрания. По этой причине эту задачу возлагают на сотрудника школы, а не представителя родительской общественности.
Помимо секретаря ответственность за проведение родительского собрания лежит на председателе, которого выбирают большинством голосов исключительно из числа педагогов или представителей школьной администрации (родители не могут председательствовать на родительском собрании). По итогам мероприятия принятые его участниками решения должны быть вывешены на информационном стенде школы и официальном сайте учреждения, благодаря чему даже отсутствующие на собрании родители смогут узнать результаты проведения встречи по каждому вопросу, стоящему на повестке дня.

Протокол родительского собрания в школе: образец документа

Протокол родительского собрания — своеобразная форма отчетности о ходе проведения и результатах мероприятия. За годы практики в каждой школе формируется своеобразный шаблон протокола, который повсеместно используется на собраниях различного уровня. Несмотря на то, что документ не требует от составителя специальных навыков и знаний, принято использовать образец протокола родительского собрания в школе, чтобы избежать неточностей в оформлении. Протокол оформляют как в лаконичной тезисной форме, так и более детализировано, отражая ход обсуждения всех вопросов. Если в школе преимущественно используется детализированная формула протоколирования, следует принять шаблон протокола родительского собрания, который упростит работу ответственного секретаря. В остальном документ следует установленной структуре и состоит из нескольких частей (см. в документах классного руководителя).

Ошибки в оформлении протокола родительского собрания: как их избежать

Недостаток опыта работы с внутришкольными документами, недостаточная подготовленность секретаря, усиленная бюрократизация процесса и другие проблемы приводят к различным ошибкам в оформлении протокола родительского собрания в школе.

Чаще все фиксируют следующие неточности:
  1. Протокол оформляется и регистрируется позднее установленного трехдневного срока.
  2. В документе не фиксируется число присутствующих на мероприятии родителей и специалистов, а также количество проголосовавших «за» и «против».
  3. На собрании председательствует представитель родительской общественности, а не работник школы.
  4. Решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, не оглашаются посредством информационного стенда и не указываются в протоколе.
  5. В документе отсутствуют сроки реализации принятых решений и перечень ответственных за выполнение задач лиц.
Отсутствие протокола может поставить под сомнение факт проведения мероприятия, что чревато последствиями в случае проведения проверок или обращения родителей в соответствующие органы. Если существующую в классе (школе) проблему рассматривали на родительском собрании, однако решение вопроса не удовлетворило родителей, которые планируют обращаться в прокуратуру или суд, протокол встречи служит важным документом, который подшивается к делу. Однако во внимание принимаются только оформленные по всем стандартам документы с подписями председателя и секретаря, повесткой дня, дополнениями в виде стенографии выступлений. Таким образом, от правильности ведения протокола родительского собрания зависит судьба решения различных спорных ситуаций, включая случаи определения правомерности/неправомерности действий работников школы, принятых на собрании договоренностей и планов.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65567-qqq-19-m1-protokol-roditelskogo-sobraniya-v-shkole

Комментариев нет:

Отправить комментарий